Тремя силами психологии считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Они существенным образом различаются между собой тем, как они понимают человека, которого ставят в центр своего анализа.
Для психоанализа Фрейда человек – это, прежде всего, «больной человек», которого необходимо привести к норме здоровья. Все, что касается смысла жизни и высших ценностей, согласно Фрейду, относится не к психологии, а к другим дисциплинам, таким как философия или религия.
Если больной выздоравливает, то он становится «нормальным» согласно общественному мнению. Собственно «нормальный человек» и является предметом бихевиоризма. «Нормальный» понимается как среднестатистический, как наиболее распространенная реальность.
Бихевиоризм сосредотачивается на рассмотрении поведения, избегая при этом всего того, что относится к сознанию человека, которое считается black box, «черным ящиком». Для бихевиоризма человек – это машина. «Машина» в том значении, как ее определил Тьюринг: нечто, что при определенных входящих данных производит определенные исходящие данные. На определенные данные, средовые стимулы человек отвечает определенными действиями: это экспериментальным образом доказывают бихевиористы.
Какова идея гуманистической психологии? Новый смысл, который они вкладывают в понимание здоровья, и, следовательно, человека. Здоровый индивид это уже не тот, кто достиг «нормальности», а тот, кто достиг самореализации, полного развития собственных способностей. Это больше не больной человек Фрейда, который стремится к нормальности. Но также и не «человек-машина», который должен всего лишь дать ответ на стимулы среды. Для гуманистических психологов человек – это «человек, который стремится к самореализации», потому что это является целью человеческого существования. По мнению гуманистических психологов даже в состоянии нормальности человек остается больным. Для них больше не имеет значения различие между человеком больным и человеком нормальным. Для них важна разница между человеком реализованным и нереализованным. Человек, рассматриваемый гуманистической психологией, не реагирует механистичным образом на внешние стимулы, он действует на основе тех ценностей, которые в свою очередь изменяются и развиваются, благодаря росту и результатам, которых достигает индивид на протяжении своего жизненного опыта. Человек, из «машины» изначально идентичной другим таким же, для гуманистических психологов превращается в оригинального субъекта, полностью отличающегося от других.
Таким образом, вопросы, которыми задаются гуманистические психологи, звучат следующим образом: Кто такой человек? Откуда он идет? Куда он идет? В центре их анализа не статистическая норма, а ценности, которые придают чувство достоинства существованию.
Для психоанализа Фрейда человек – это, прежде всего, «больной человек», которого необходимо привести к норме здоровья. Все, что касается смысла жизни и высших ценностей, согласно Фрейду, относится не к психологии, а к другим дисциплинам, таким как философия или религия.
Если больной выздоравливает, то он становится «нормальным» согласно общественному мнению. Собственно «нормальный человек» и является предметом бихевиоризма. «Нормальный» понимается как среднестатистический, как наиболее распространенная реальность.
Бихевиоризм сосредотачивается на рассмотрении поведения, избегая при этом всего того, что относится к сознанию человека, которое считается black box, «черным ящиком». Для бихевиоризма человек – это машина. «Машина» в том значении, как ее определил Тьюринг: нечто, что при определенных входящих данных производит определенные исходящие данные. На определенные данные, средовые стимулы человек отвечает определенными действиями: это экспериментальным образом доказывают бихевиористы.
Какова идея гуманистической психологии? Новый смысл, который они вкладывают в понимание здоровья, и, следовательно, человека. Здоровый индивид это уже не тот, кто достиг «нормальности», а тот, кто достиг самореализации, полного развития собственных способностей. Это больше не больной человек Фрейда, который стремится к нормальности. Но также и не «человек-машина», который должен всего лишь дать ответ на стимулы среды. Для гуманистических психологов человек – это «человек, который стремится к самореализации», потому что это является целью человеческого существования. По мнению гуманистических психологов даже в состоянии нормальности человек остается больным. Для них больше не имеет значения различие между человеком больным и человеком нормальным. Для них важна разница между человеком реализованным и нереализованным. Человек, рассматриваемый гуманистической психологией, не реагирует механистичным образом на внешние стимулы, он действует на основе тех ценностей, которые в свою очередь изменяются и развиваются, благодаря росту и результатам, которых достигает индивид на протяжении своего жизненного опыта. Человек, из «машины» изначально идентичной другим таким же, для гуманистических психологов превращается в оригинального субъекта, полностью отличающегося от других.
Таким образом, вопросы, которыми задаются гуманистические психологи, звучат следующим образом: Кто такой человек? Откуда он идет? Куда он идет? В центре их анализа не статистическая норма, а ценности, которые придают чувство достоинства существованию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий